This is a mobile optimized page that loads fast, if you want to load the real page, click this text.

С чего начать путь разработчика?

Valdemar

Новый участник
1 Авг 2025
6
0
3
Всем привет. На данный момент я изучаю HTML, CSS И JS, есть уже небольшая база и я бы хотел попробовать себя в rage mp, как Frontend разработчик. Хотел бы получить ответ на пару важных мне вопросов:

1. Когда стоит начинать писать код именно на рейдже? Тоесть начинать писать какой-то мод и тп?
2. Какие проекты нужно сделать, как практиковаться и как понять что я уже выучил базу и готов идти дальше?
3. Как лучше всего учится, что-бы не стоять на одном месте и тупо не копировать код, а писать только самому?
4. Стоит ли браться за сложные задачи и постепенно решать их, гуглить что не понятно и что новое?

Заранее спасибо <3
 

Jerry (ChatGPT)

AI-powered language model
VIP
helper
17 Окт 2023
2,487
239
100
Привет! Вот мои ответы на твои вопросы:

1. Начинать писать код на RAGE MP можно тогда, когда ты чувствуешь, что достаточно уверенно владеешь HTML, CSS и JS, и готов применять свои знания на практике.

2. Для практики можешь создавать простые проекты, такие как веб-сайты, мини-игры или приложения. Когда ты будешь комфортно справляться с такими задачами, это будет хорошим индикатором того, что ты готов двигаться дальше.

3. Для продвижения вперед стоит регулярно пробовать новые технологии и подходы, а также участвовать в соревнованиях или open-source проектах для более глубокого понимания и расширения своих навыков.

4. Браться за сложные задачи полезно, так как это поможет развивать навыки и находить решения на новые проблемы. Гуглить то, что непонятно, а затем разбираться и создавать свои собственные решения - это отличный подход к развитию.
 

Vermilion

Высший разум
High developer
BackEnd developer
FrontEnd developer
29 Сен 2021
1,457
866
181
34
Для Front End разработчика по сути должно быть по боку, в каком фреймворке будут использоваться твои интерфейсы. Rage, alt, FiveM, rdr2, samp и так далее.
Зачем тебе писать какой то мод, если ты раьотаешь только с браузером. Который можно отобразить на всех вышеперечисленных платформах. Соответственно, твой проект можно запустить и пощупать даже не имея ни одной игры на компьютере
 

Valdemar

Новый участник
1 Авг 2025
6
0
3
То есть для фронтенда только можно например интерфейсы для сервера в браузере делать? Просто думал что код который для сервера Front End и Back End разработчики пишут (Client Side).
 

Vermilion

Высший разум
High developer
BackEnd developer
FrontEnd developer
29 Сен 2021
1,457
866
181
34
Да, фронт это только интерфейс который можно запустить в обычном браузере не имея доступа к моду. Он должен быть stand-alone. Back End уже пишет серверную и клиентскую часть.
 

Inoi

/dev/null
Команда форума
Moderator
VIP
15 Окт 2020
4,214
2,072
208
35
ну я бы поспорил кста
мне кажется фронт это всё что работает у клиента всё таки, а цеф - только один из видов
это ж не из веба термины а из архитектурного разделения скорее

в контексте спа это наверное конечно так, но в широком смысле мне кажется ты ограничиваешь термин


тсу - у тебя какие то если честно очень странные вопросы
непонятно как они вообще могут возникать
а небольшая база это что
что заставило тебя задуматься о том что когда яж уже наконец буду писать свой мод
 
Реакции: derrsak

Valdemar

Новый участник
1 Авг 2025
6
0
3
Как посоветуешь развиваться в фронтенде в данной сфере? И если можешь бэкенд тоже, что-бы лучше понимать разницу и определится)
 

Valdemar

Новый участник
1 Авг 2025
6
0
3
Просто интересна эта тема, небольшая база имею ввиду что есть знания верстки, основы js, но больших каких-то проектов пока не писал, не хватает знаний что-бы начать писать самому.
 

Inoi

/dev/null
Команда форума
Moderator
VIP
15 Окт 2020
4,214
2,072
208
35
так может тогда просто стоит продолжать наполняться знаниями
ну типа

писать в соло большие проекты, без хотя бы код-ревью от чела который на много уровней больше знает - это путь в никуда, пока знаний глубоких нет
просто потому что ты будешь тренировать себя писать хуйню

что то небольшое для тренировочек после полученных прочитанных знаний - норм тема, конечно
 

UchihaMadara

Гений
FrontEnd developer
27 Окт 2020
876
321
141
Вот я бы тоже поспорил. Frontend - это про UI в 99% случаях.
Просто для "клиентки" не могут никак подобрать правильный термин. Поэтому путаница возникает постоянно.

Даже вот открыл исходники гта5(самое близкое к гтарп сфере), и там Frontend - это про UI.

Уверен, что в любых других играх Frontend никогда не будет фигурировать как нативная Gameplay логика.
 

Valdemar

Новый участник
1 Авг 2025
6
0
3
Продолжать учить и практиковать js как понимаю, какие ресурсы можете посоветовать и какие проекты писать? Для практики тех же интерфейсов
 

Inoi

/dev/null
Команда форума
Moderator
VIP
15 Окт 2020
4,214
2,072
208
35

ну да базара ноль, внутри движка термин узкий
но клиентка ведь это и не бекенд разве нет
а если у тебя юай и бизнес логика грубо говоря в одном эксе, если мы говорим о каком-то ентерпрайзе - это что всё ещё бекенд вместе с фронтом?

тогда уж ну, есть бекенд, есть клиентская логика и фронт
какого-то скорее такого глоссария, мне кажется, стоит придерживаться

ну не может у тебя клиентская логика называться бекендом
просто в реальном мире получается слоёв чуть больше чем фронт и бек в вебе
тогда уж либо бек-клиент-фронт, либо там толстый клиент какой то в отдельных случаях
 

xtrasupra

Начинающий специалист
FrontEnd developer
Designer
29 Сен 2022
138
48
85
Если есть опыт в JS то это весьма странный вопрос, я когда-то на работе от скуки читал 5-е издание от Дэвида Флэнагана и там было в самой первой главе написано что JS напоминает те же плюсы и шарп – но суть в том что есть проекты с BackEnd частью исключительно на JS, на практике неплохо и сам понимаешь что пишешь тот же шарп и плюсы, в любом случае математика и алгебра начинает интересоваться тобой когда ты начинаешь интересоваться программированием, поэтому хотя бы для начала развивай это направление
Но язык в любом случае клиентский и если тебе интересно быть фронтом то стоит начать интересоваться теми же библиотеками как React, зачем задрачивать лишний раз HTML который тебе вряд-ли понадобиться при разработке. Судя по твоему опыту как ты говоришь начни с фронта, а именно клиентская часть, верстка и тд.
Ну а так если тебе показалось что у тебя вышло и ты внушил себе что ты программист это уже плохая практика, если ты учил JS то ты должен понимать что это клиентский язык и это неплохой пакет для того что бы начать с фронта, но ты зачем-то задал этот вопрос сюда когда в интернете свободная информация и все доступно, это не супер секретный вопрос который знают лишь пользователи рагемпточкапро
 

Onlycontrol

Новый участник
20 Июн 2025
43
2
10
Кста если ты 0 и хочешь начать практиковаться как вариант пойти в бесплатную разработку (на форуме таких валом). Да их поливают грязью имхо не кто не хочет работать за бесплатно но для тебя это хороший варик практики и сбора портфолио.
В проектах без оплаты низкая активность но никто не запрещает набрать себе всех сразу)))))))
 

akudinov28

Старожил
24 Фев 2021
430
210
106
Странные вопросы, на самом деле. Роадмапов в интернете вагон и пять тележек, обучающего материала тоже, гугл пока еще работает. Чего ты ждешь от нас, чтобы разжевали и в рот положили? Окей, держи самый минимум, по моему мнению, без которого ты вообще никуда не уедешь:
1. Ищешь на ютуб любой полный курс HTML и CSS, что-то типа «полный курс от А до Я». Внимательно изучаешь, пересматриваешь раз 20. Не забываешь про best practices типа адаптивной/отзывчивой верстки, css grid, flexbox, css переменных, в идеале препроцессоры scss/sass. Практикуешься минимум пару месяцев в формате верстки совершенно любых страниц, которые только найдешь, пытаясь сделать максимально похоже. Возникающие вопросы гуглишь.
2. Ищешь на ютубе любой полный курс JavaScript, что-то типа «полный курс от А до Я». Внимательно изучаешь, пересматриваешь раз 50, после просмотра каждой темы закрепляешь ее на практике, пытаясь хотя бы повторить те же примеры из уроков, но не подсматривая в видос. Практикуешься минимум пол годика, в интернете тестовых задач целый цифровой океан. Возникающие вопросы гуглишь.
3. Выбираешь себе фронтенд-библиотеку, чаще всего это react, vue или svelte. Читаешь про каждую: зачем нужна, что умеет, как работает, чем отличается от аналогов. Ищешь на ютубе полный курс {library_name}, что-то типа «полный курс от А до Я». Не забываешь про сопутствующие пакеты для них (routing, state store и т.д.). Внимательно изучаешь, пересматриваешь раз 30, после просмотра каждой темы закрепляешь ее на практике, пытаясь хотя бы повторить те же примеры из уроков, но не подсматривая в видос. Практикуешься минимум пару-тройку месяцев, верстая простейшие интерфейсы.
4. Гуляешь по серверам гта 5, ищешь понравившиеся интерфейсы. Пытаешься повторить один в один, максимально похоже, включая логику фронтенда. На выходе хотя бы 5 рабочих интерфейсов.
5. Читаешь про git, хотя бы самый минимум из разряда: репозитории, ветки, коммиты. Переносишь свои выполненные работы в git.
6. Читаешь вики рейджа, разбираешься, как взаимодействуют между собой server, client и cef. Читаешь про эвенты и передачу полезной нагрузки.
7. Поздравляю, тебя с натяжкой можно назвать джуном. Можешь ходить по проектам и просить взять тебя с обучением на перспективу хотя бы за еду. Кодишь, кодишь и еще раз кодишь. Внимательно слушаешь больших и опытных дядь, которые разносят твой код в щепки, делаешь выводы и исправляешь косяки.

P.S. Отвечу сразу на вопрос, который может у тебя возникнуть в ходе прочтения моего ответа: можно ли как-то побыстрее, попроще? Ответ: нет, нельзя. Вообще нельзя. Никак. Всё остальное - бесполезная трата времени и сил.
 
Последнее редактирование:
Реакции: Valdemar

iuvis

Начинающий специалист
FrontEnd developer
6 Мар 2022
168
54
91
Если уж речь пошла за фронт, хочу вставить свои пару копеек. Рекомендую не учиться фронту в рамках ГТА. Это может звучать куда интереснее веба - согласен. Но всё таки считаю, что фронт в ГТА должен быть ответвлением от основного вектора обучения. Почему:

1. В ГТА ты не изучаешь многие, весьма полезные, браузерные API, которые вне ГТА бывают нужны. (зачастую их и на собесах спрашивают)
2. К сожалению, на рынке ГТА фронт зачастую максимально упрощён. Дай бог будет использоваться какой-нибудь стейт-менеджер, а если кто-то завёз TS - хвала яйцам. (тебе, как новичку, это ни о чём не говорит, но просто знай, что тут любят всё упрощать, замедляя своё же развитие)
3. ГТА - не классические сайты/приложения. Тут ты не будешь учиться решать распространённые проблемы, вроде JWT или OAuth-аутентификации, не будешь думать над оптимизацией для телефонов, и уж явно не разовьёшь скилл думать "а как же мой продукт будет выглядеть из под еб*ного Сафари", что в реальной жизни может быть крайне полезным.

Резюмируя: советую держать ГТАшный фронт в рамках хобби. Лишним он не будет, конечно. Но основным делать его не стоит.
 
Реакции: enotit и Slash

Slash

Участник портала
BackEnd developer
10 Янв 2023
171
20
53
Ну вообще jwt и подобные решения могут использоваться в рейдже, но всё же это очень редко, так что лучше конечно уметь всё, не только гташку. Хотя знаю типов которые онли на ней и сидят, но у таких и гибкости и зп зачастую меньше
 

Inoi

/dev/null
Команда форума
Moderator
VIP
15 Окт 2020
4,214
2,072
208
35
в ремоут эвентах типа уже свой жвт)
смюсла зиро, это буквально как вебсокет с токеном уже, готовый
 

trueINKIE

Новый участник
4 Авг 2025
8
0
3
Ох, я боюсь, что никто тебе не даст ответ на вопрос "Когда стоит начинать писать код на рейдже": Никогда) Когда будешь уверен, что сможешь тянуть - пиши.
Какие проекты нужно сделать, как практиковаться и как понять что я уже выучил базу и готов идти дальше? Как и любой пет проект, что интересно, то и делай.
Как лучше всего учится, что-бы не стоять на одном месте и тупо не копировать код, а писать только самому? Писать код, писать код и знаешь что ещё? Писать код.
Стоит ли браться за сложные задачи и постепенно решать их, гуглить что не понятно и что новое? Программирования на 50% состоит из знаний, а ещё 50% это умение пользоваться поисковиком.

На твоём бы месте я начал с базы, просто взять какой нибудь road-map и по нему уже шел, взял бы курсик для начала (осуждаю курсы в любом случае, кроме начала. Можно собрать инфу в интернете самому, но если не хочешь заморачиваться) Не спеши лезть в моддинг игр, лучше прочувствовать базу, а там уже двигать дальше.
 

Similar threads